По тому, как человек относится к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования которой должны находиться в центре внимания школы. Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути – признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего – ближайшего и отдаленного – человек не может рассчитывать на успех в жизни. Именно в способности «рассудочного ожидания будущего» усматривал И. Кант решающий признак преимущества человека перед животными.
Предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.
- Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
- Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
- Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
- Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
- Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
- Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.
Личный профессиональный план
___________________________________________, ученика_____класса
Главная
цель
|
|
Ближайшие и
более отдаленные
конкретные цели
|
|
Пути и средства
достижения
ближайших целей
|
|
Внешние условия
достижения целей
|
|
Внутренние условия
|
|
Запасные варианты
целей и путей их
достижения
|
|