Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Что такое половое воспитание и почему это важно?

Что такое половое воспитание и почему это важно?

 

Прежде всего важно сказать: половое воспитание — это не практическое пособие для детей, как заниматься сексом. Система полового воспитания затрагивает и физиологические, и гигиенические, и морально-этические аспекты, а также вопросы личных границ и безопасности детей. 

 

Половое воспитание — это, в первую очередь, познание информации о себе и только потом — о взаимоотношении с другими.

Грамотное половое воспитание делает процесс взросления менее травматичным и уменьшает количество проблем во взаимоотношениях с противоположным полом.

Как правило, родители не решаются обсуждать эти темы, но дети и подростки способны добывать такую информацию, которая взрослым и не снилась. Чтобы дети не читали в интернете всякую ерунду, информация должна даваться им вовремя и экспертно. Безусловно, отталкиваясь от здравого смысла и возраста ребенка. Как и когда?

 

От 0 до 3 лет

В этом возрасте ребенок изучает свое тело, трогает его — это нормально. Для детей лет до 7 лет нет никакой разницы, дотрагиваются они до носа, до уха или до пениса —для них все части тела равноценны. Ребенок не вкладывает в эти прикосновения никакого сексуального подтекста, никакого сексуального возбуждения у них не существует, потому что оно связано с гормональным развитием и начинается в пубертате — в 9–12 лет. 

У мальчиков может возникать эрекция, но это организм всего лишь сообщает о том, что он функционирует нормально. Ребенок может трогать свое тело как наедине с собой, так и в присутствии других людей — в этом возрасте еще нет такой эмоции как стыд, он появляется позже благодаря социуму.

Примерно в 2 года, когда родители говорят ребенку «это твой носик», «это твоя ручка», нужно называть и половые органы. И называть их нужно правильно, не использовать эвфемизмы вроде «огурчик»»: «это твой пенис», «это твоя вагина». Называть половые органы правильно — это часть полового воспитания.

С 3 лет нужно серьезно относиться к детским ответам «нет», рассказывать ему о личных границах, о том, что у ребенка есть выбор решать, кто может до него дотрагиваться, а кто — нет. 

Здесь же мы говорим о неприкосновенности интимных частей тела, что половые органы — это только для тебя, никому нельзя их показывать и разрешать трогать.

Почему это важно? Есть много громких историй, когда, например, девочку насиловал отчим, она всем пыталась об этом рассказать, но ее никто не понимал, потому что она говорила «он просит попробовать мою печеньку». Поэтому всегда важно называть вещи своими именами.

 Неосведомленность детей в вопросах полового воспитания — это прямая выгода педофилам. Когда вы выбираете не говорить об этом своему ребенку потому что «ну как же о таком можно говорить», вы увеличиваете вероятность того, что другой взрослый сделает с ним что-то плохое. И ребенок даже не будет понимать, что это что-то плохое — он будет видеть происходящее так, как ему это представит этот нехороший человек: например, что это интересная игра. 

Но если у ребенка уже будет информация от родителя, он будет понимать, что происходит что-то не то и все расскажет родителям.

 Половое воспитание включает разговоры с детьми о том, что бы с ним ни произошло, обязательно нужно рассказывать родителям. Если кто-то сказал «не говори маме», то это просто красный флаг — значит надо сразу идти и рассказывать маме или папе!

 От 4 до 6 лет

В этом возрасте ребенок уже может задавать вопросы «откуда я взялся?», «что такое секс?». Это нормально — они слышат, что происходит вокруг, они сидят в телефонах, им все интересно. Они могут с интересом разглядывать свое обнаженное тело, сравнивать, на кого они больше похожи — на маму или на папу. 

Или вот у него есть подружка Катя, почему у нее все устроено иначе. Это все в порядке вещей: ребенок изучает мир, человека, себя. Он может играть в игры, которые имитируют половые отношения. 

К 6 годам ребенок должен знать, откуда он взялся. Не нужно говорить, что в капусте нашли, и нет необходимости описывать процесс полового акта. Ребенок должен знать, что он вырос у мамы в животике и родился через влагалище. Он должен понимать, что такое гигиена половых органов. Знать физиологическую разницу между мальчиком и девочкой.

 С 7 до 12 лет

В этом возрасте ребенок может испытывать интерес к сексуальному контенту, к сверстникам. С началом пубертата он начинает дистанцироваться от взрослых и отвоевывать свое личное пространство.

Ребенок может начать мастурбировать, и это нормально. 

Если вы застали ребенка за этим занятием? Нельзя ругать и запрещать. Надо сказать: «Все нормально, ничего плохого не случилось, но это очень интимная вещь и требует интимной обстановки». Это тоже половое воспитание.

К пубертату девочки должны знать о том, что такое менструация, а мальчики — ночные поллюции.

 

С 12 до 16 лет

Лет с 12–13 желательно начинать говорить с детьми на тему безопасного секса. Обычно здесь всегда возникает вопрос: не рано ли? Нет, практика показывает, что не рано. Достаточно посмотреть статистику беременностей в 13–14 лет. Примерно с 12 лет девочка уже способна забеременеть, а дети не должны рожать детей.

Важно не пугать и запрещать, а объяснять: ты отдаешь свое тело другому человеку, это взрослое занятие, для него надо созреть. В рамках этого разговора нужно подробно разъяснять все возможные последствия секса: что ни один метод контрацепции не дает стопроцентной гарантии. 

Если разговаривать с подростками нормально, по-честному, у них будет правильное отношение к собственному телу, к собственным желаниям, они будут понимать, что не надо торопиться. Культура ранней половой жизни основана исключительно на безграмотности.

Здесь же надо говорить о том, что секс должен происходить только по обоюдному согласию, что нет — это значит нет. Что ответственность за безопасность полового акта делится 50 на 50.

 Родители не должны делиться личным опытом. То есть вы можете разговаривать с ребенком о сексе, но абстрактно, ни в коем случае не рассказывая ничего о своем опыте. Родитель и ребенок должны оставаться родителем и ребенком.

 

Если ребенок не хочет говорить?

Как раз примерно в этом возрасте подростки разрушают отношения с родителями. То, что говорит мама — это уже не интересная информация, гораздо более авторитетно то, что друг во дворе сказал или в соцсетях написали. Нужно, чтобы ребенок сам хотел об этом поговорить, насильно ничего не получится.

Если родители доносили до ребенка информацию постепенно, начиная с 3 лет, к 12–14 годам у него не возникает резкого отторжения разговоров на эти темы. Он уже привык к тому, что вы нормально обсуждаете интимные вопросы, эта тема не запретная. И если вы обсуждали с ним интимность еще в 3–6 лет, то в 13 он нормально воспримет и тему безопасного секса. 

Но если вы раньше никогда этих тем не касались, а в 13 лет вдруг решили начать, то, скорее всего, разговора не получится.

 

Если вы видите, что многое упустили, а контакта с ребенком нет, рекомендуется консультация психолога.

 

Есть ли разница в информации для мальчиков и для девочек?

Нет, разводить мальчиков и девочек в разные стороны и давать им какую-то закрытую информацию не нужно. Дети должны получать равную информацию: мальчик должен знать, как называются половые органы девочки и наоборот. Дети должны знать физиологию друг друга: мальчики о менструации, девочки об эрекции. 

И когда все будут знать, что это обычная физиологическая информация, никто не будет смеяться и издеваться, если у девочки случайно выпадет из сумки прокладка, а у мальчика из-за того, что у доски он перенервничал, натянулись брюки. Весь этот юмор «ниже пояса» возникает от незнания.

 

Чем лучше отношения в семье, чем больше эмоционального тепла подросток получает именно в семье, тем меньше вероятность того, что он будет искать эмоционального тепла вне семьи.

 

ГУО «Жабинковский районный социально-педагогический центр» 

г. Жабинка, ул. Шоссейная, 1

тел. 8 (01641) 35-2-94

2024 год

 

Разделы сайта