КИНЕЗИОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Рука – это вышедший наружу мозг человека.
Э. Кант
Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.
Результаты научных исследований показали, что трудности первоклассников в усвоении чтения и письма обусловлены недостаточным по возрасту уровнем развития левого полушария, а гиперфункция правого полушария препятствует развитию логико-аналитических способностей левого.
Кинезиологические программы направлены на:
- Развитие межполушарных связей
- Синхронизации работы полушарий
- Развитие мелкой моторики
- Развитие способностей
- Развитие памяти, внимания
- Развитие речи, мышления
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Вот некоторые из них.
«Коза» «Петушок» «Лягушка» «Зайчик» «Пианино»
«Мышка» «Лисичка» «Человечек» «Волк» «Вилка»
«Думающая шляпа» «Ножницы»
Указательными и большими пальцами рук потянуть за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить, в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха. Начинать с верхнего края уха и идти вниз до мочки. Помассировать ушную раковину. Упражнение повышает внимание, активизирует память и слух.Сделать 15 раз.
«Слоник»
Поставить правую руку на выпрямленную левую ладонь: указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот. Поменять руки.
«Три богатыря»
Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
«Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Вупражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
«Братцы»
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.
«Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет логопед, палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук.Сделать 6-8 раз.
«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцемуказательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Мыльные пузыри»
«Крючки»
«Лежащая восьмёрка»
Вытянуть руку, которой ребёнок пишет, и написать ею в воздухе большие лежащие восьмёрки. Теперь другой рукой, потом двумя руками. Вытянуть руки дальше – ваши восьмёрки должны стать большими. Место пересечения вашей восьмёрки должно находиться перед вами – между глазами! Следить глазами за линией движения кончиков своих пальцев. Способствует различению и запоминанию символов, облегчает расшифровку письма.
«Бабочка на потолке»
Представить себе, что у вас на носу стоит кисточка. Кисточка длинная-длинная, достаёт до потолка. Сейчас будем рисовать на потолке бабочку. Рисуем головку, туловище, правое крыло, левое крыло. А теперь раскрасим бабочку – головку, туловище, узоры на крыльях. Полюбоваться на свою бабочку. Рассказать, какого цвета получилась бабочка.
«Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Лезгинка»
Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).
«Лягушка – листик»
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
«Лесенка»
Соединить большие и указательные пальцы рук попарно и передвигать их вверх (подниматься по лесенке), а потом вниз (спускаться по лесенке). Сделать 6-8 раз.
«Голова – живот»
Правая рука на животе, левая – на голове. Одновременно одной рукой гладить живот по часовой стрелке, а другой стучать по голове. Затем поменять руки.Сделать 6-8 раз.
«Кулак – флажок»
Ребенку показывают два положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром, с большим пальцем, отставленным вверх. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Хлоп – кулаки к себе, шлёп – кулаки от себя»
«Колено – локоть». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.
И. п.: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Кулак – ребро – ладонь» (тест Озерецкого)
Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
«Гусь – курица – петух»
«Зайчик – коза – вилка»
«Дом – ёжик – замок»
«Флажок – рыбка – лодочка»
«Кулаки вертикально (2 раза) – шлёп, кулаки горизонтально – хлоп»
«Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.). При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.
Желаем вам успехов в увлекательной совместной деятельности с детьми!
раскрыть » / « свернуть